Опубликовано 2018-02-13 / 60

Ведем ребенка к психологу: когда и зачем идти.

В последнее время очень модно стало вести детей к психологу. Маленьких клиентов обычно приводят родители со своим запросом (хотя у деток лет семи-восьми уже можно обсуждать некое подобие «клиентского запроса», они уже в состоянии определять свои самые яркие проблемы). Мамы и папы оценивают результат и принимают решение о прекращении работы. Разные психологи работают с детьми от 5 лет в разных подходах, и часто то, что происходит за дверью кабинета психолога, неизвестно родителям. Попробуем разобраться, что же там происходит, и когда визит к психологу действительно необходим.

Когда стоит пойти к психологу?

  • Когда у ребенка резко меняется эмоциональный фон: появляется замкнутость или сниженное настроение, или агрессия, выраженные страхи, повышается тревожность.
  • Когда ребенок или воспитатели с учителями жалуются на то, что ребенок не встраивается в коллектив, когда он отказывается идти в школу или садик
  • Когда в поведении ребенка появляются «вредные привычки», настораживающие вас — сосание пальца, выдергивание волос, или любые другие
  • Когда вам кажется, что вы потеряли авторитет или доверие своего ребенка, испытываете трудности с его воспитанием.
  • Когда вам кажется, что ребенок почему-либо несчастлив.

Как видно из списка, причин для посещения может быть действительно много. Однако, реальность такова, что трудности в эмоциях и поведении ребенка до 7 лет однозначно, а после 7 лет – с большой вероятностью связаны с восприятием ребенком семейной ситуации; то есть ребенок сменой поведения реагирует на то, что происходит в семье, взаимодействие родителей между собой, отношение родителей к нему и т.д. И если, например, травмирующее ребенка семейное  поведение останется неизменным, результат работы с психологом будет кратковременным. Поэтому, прежде чем записать ребенка к психологу, стоит прийти туда самим и проконсультироваться со специалистом о том, что вас тревожит в детском поведении. Если же говорить об успешности психокоррекционных методов, то они также напрямую зависят от включенности родителей в процесс работы. Самые успешные истории работы с детским психологом – те, в которых участвует вся семья, или мама с ребенком.

wI1pEJ6kH4g

Поговорим теперь, что же происходит в кабинете психолога.

Сама же психотерапия, как у детей, так и у взрослых, служит одним целям, обобщенно — улучшение взаимодействия с собой и миром. Психолог обязан говорить «на языке клиента», поэтому методы детской психотерапии учитывают детское мышление, конкретное, образное, нелогичное и непредсказуемое. Работа с детьми почти всегда происходит в игровой предметной форме, поскольку детям непонятны абстрактные конструкты взрослых и сложные определения внутренних состояний, которые можно было бы обсуждать.

Эффективность этого «приема» очевидна, взаимодействие в привычной, естественной для ребенка среде без насильственного насаждения «умной и полезной» информации, атмосфера принятия и дружественных отношений, поддержка взрослого в нужной ситуации делают для ребенка игру с психологом привлекательной. Для многих детей, обделенных вниманием родителей, сама возможность играть перед взрослым, который готов его услышать и поддержать, уже терапевтична. Ну, а с точки зрения психолога, в игре мы получаем, во-первых, отличный диагностический инструмент, который лучше всех тестов покажет текущее эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития, его проблемы и трудности, страхи, отношения между родителями и пр. Во-вторых, игра – модель мира, и в ней можно безопасно проигрывать страшные события, смотреть на ситуацию с разных позиций, позволять героям испытывать разные чувства, ну и конечно, игра – место для проявления фантазий и скрытых сил личности.

В работе с детьми часто и успешно применяются методы песочной терапии. Они оказываются эффективными, поскольку используют образы и символы, словесные и несловесные; предполагают много спонтанности и свободы, непосредственного самопроявления, творчества и фантазии.

Песочная терапия – это не игра в песок в классическом ее понимании. Это особое направление психотерапии, с определенными правилами и техниками, интерпретациями. Организационно ее можно описать так: человек (ребенок или взрослый) строит в специальной песочнице картины (с использованием миниатюрных предметов, игрушек, природных материалов и пр.), либо свободной тематики, либо заданной, получает от психолога интерпретации и сам анализирует результат. Взрослые — проводят параллель со своей жизнью, от детей это требуется не всегда, чаще в результате песочной терапии они просто получают много эмоций, проговаривают в игре важные вещи, прорабатывают страхи, моделируя ситуации из своей жизни  и приобретают новые силы и уверенность. А с точки зрения психологии, в процессе постройки своей песочной картины  клиент переживает различные эмоции, преодолевает препятствия, совершает открытия, приобретает новое видение ситуации, осознает свои скрытые мотивы или, например, внутренние препятствия. Опять же, без присутствия психолога, направляющего ребенка, просто возня с песком может привести к отыгрыванию негативных эмоций, снятию внутреннего напряжения.

MauQAvTAerIPVXz5BBsjXMD0fDUdP57Hg

Для малоконтактных детей также успешно используются арт-терапевтические методы, песок; акцент ставится на умение взаимодействовать с материалом и психологом, возможности выразить свои эмоции в материале. Для детей с эмоциональными проблемами, тревожно-депрессивных, очень важно не только выразить эмоции, но и научиться справляться с ними самостоятельно; соответственно, помимо интерпретаций и обсуждений здесь будет полезна работа с уверенностью, устойчивостью, проигрывание стрессовых ситуаций в безопасной обстановке с целью научиться новым  способам реагирования. Дети, пришедшие с проблемами внимания или агрессивностью, вряд ли сразу усядутся за сочинение сказки, зато с радостью устроят войну в песочнице или размалюют огромный лист в черном или красном цвете.

Как видно, основная цель занятий ребенка в кабинете психолога в семейном клубе «Фамилия моя»- высвобождение через игру вытесняемых эмоций, переживаний, чувств, работа с негативными состояниями и получение позитивного опыта. Здесь ребенок может сделать шаг в направлении личностной свободы, гармонизации внутреннего состояния, преодолеть ситуативные трудности, изменить взгляд на происходящее, научиться новому поведению (в зависимости от цели психотерапии). Можно подкрепить результаты работой с родителями, и сделать вместе с ребенком еще один шажок к более счастливому взаимодействию.

       Дополнительная информация и запись

                по тел. 361-92-16

Стоимость : 1,500 руб.
Раздел : Комплексные услуги
Станция метро : Площадь 1905 года
Исполнитель : Организация
Адрес : Екатеринбург ул.Мира36
Телефон : 361-92-16